Впервые об опасности хладонов во всеуслышание заговорили в 1977 году, когда обнаружили их негативное влияние на озоновый слой. Специалисты заметили, что такой газ, попадая в стратосферу, способен превратить озон в кислород из-за содержания молекул хлора.
Очевидно, что необходимо было принять меры по снижению выброса фреонов в атмосферу. Вскоре такие газы перестали использоваться в качестве пропеллентов (компонентов, создающих избыточное давление в аэрозольных баллончиках). На производство холодильного оборудования такие запреты не повлияли.
В конце прошлого века фреоны получили гораздо более широкое распространение. Их использовали для очистки микросхем, производства изоляционных материалов, пожаротушения. Холодильная техника, по разным оценкам, потребляла не более 7% от всего объема производимых фреонов.
Настало время для новых запретительных мер. В 1987 году было принято решение исключить некоторые категории хладонов из использования. В категорию запрещенных попали газы, содержащие хлор и бром. Именно эти вещества наиболее негативно влияли на озоновый слой. Один атом хлора, попав в стратосферу, способен превратить в кислород около 100 молекул озона. А бром можно считать «убийцей» защитного слоя планеты. Он захватывает до миллиона молекул озона и разрушает их.
Процедура изъятия из употребления небезопасных фреонов оказалась сложной. Страны, вошедшие в соглашение, должны полностью прекратить их производство лишь к 2040 году.
Однако уже сегодня существует множество альтернативных хладонов, которые не относятся к озоноразрушающим веществам. Среди них R134а, R125, R404А, R407С, R410А, R507 и R508 и многие другие смеси. Передовые производители холодильного оборудования активно используют их в производстве.
Был ли подобный запрет результативным? Действительно ли эмиссия фреонов – столь значительный враг экологии на нашей планете? Не всё так однозначно.
По оценкам некоторых экспертов намного более существенный вред среде наносит не утечка хладона, а собственно потребление электроэнергии. Чтобы «добыть» 1 кВт, необходимо сжечь массу топлива, в результате чего в атмосферу выделится до килограмма диоксида углерода – парникового газа. Учитывая, что в развитых странах до 15% электроэнергии тратится на «холод», можно представить, насколько ничтожной является проблема утечки фреонов.
Значит, на сегодняшний день важнее повышать энергоэффективность техники, разрабатывать более эффективные хладоны (пока большинство новых фреонов уступают объявленным «врагами» газам R12 и R22).
По заданным критериям ничего не найдено.